10 мая 2013 г.

П13, П14 и многие, многие другие


     На «Хабре» попалась замечательная статья, с ностальгической ноткой, несколько запоздавшая ко дню Радио. Подробное описание легендарного транзистора КТ315. Естественно, мне также приходилось несчетное количество раз использовать эти маленькие создания оранжевого цвета. Превосходные параметры, низкая цена... Пожалуй, именно это и обеспечивало ему широчайшую среду обитания. Я, встречал КТ315 в самых разных устройствах — от детских игрушек до компьютеров.
    Ну а мне, почему-то вспомнились первые транзисторы попавшие ко мне в руки. П13, П14, П416. Они, конечно, не обладали чудесными характеристиками КТ315. Да и нашему брату радиолюбителю, доставались в основном экземпляры маркированные краской, так называемая «некондиция» и их приходилось сортировать, подбирать по парам, выбирать коэффициент усиления повыше, да чтобы не «плавали» от нагрева... КТ315, появился значительно позже.
Однажды внук попросил показать радиолампу и к стыду своему в моем хламе не нашлось ни единой. Остались только в памяти, не менее легендарные 6Ж1П, 6П14П, ГУ50. Даже ГКЭ 500, в деревянном ящике, оббитом бархатом...
В один ряд с этими ветеранами электронных компонентов, мне хочется добавить микросхемы 155 серии. К155ЛА3 — 4 элемента 2И-НЕ, а какое разнообразие схемных решений.
    Тему эту можно продолжать до бесконечности ибо все эти радиодетали прошли в свое время не только через руки, а и через сердца радиолюбителей — конструкторов.