20 февраля 2013 г.

Перфоленты, перфокарты...


 Довольно часто заглядываю на Хабрахабр, где обитает множество интересного люда, в основном технари, самого разного калибра. Зачастую на этом солидном сайте можно встретить публикации непревзойденных мэтров многих направлений человеческой деятельности. Согласитесь — заманчиво... Одновременно с профессионалами,  умудряется сосуществовать и прочий народишко, суетливый, крикливый, несуразный. Ну, да я не об этом, собрался черкнуть пару строчек.
Решил прочесть «Я придумал Erlang потому, что его не существовало». Бывает иногда, случается такое, тем более, что в те годы и я был молод, тоже грыз гранит науки в своей альма матер.
В самом же начале статьи спотыкаюсь о такие вот строчки.
неделя 1 — написание программы на бумаге и отправка в компьютерный центр, где мне делали перфокарты;
неделя 2 — проверка перфокарт, и загрузка их в компьютер;
неделя 3 — получение и анализ результатов.
Оказывается у меня в долговременной памяти тоже есть жизненный эпизод, укладывающийся в эти нехитрые три пункта. В моем дипломном проекте, содержалась реальная задача, которую надо было реализовать проведя расчеты на «Минск 32». Машинное время, для реализации сей задачи, выделенное мне, начиналось после полуночи. Однако, годы молодые, разве такая мелочь может огорчить? Сейчас уж и не припомнить, чем, какими методами руководствовался я при составлении программы. Но, пункт первый — написание программы на бумаге, оказался не самым сложным и трудоемким. Программа написана и сдана. Девочки, сидящие на перфораторах приняли ее для обработки. Увы и ах! Второй пункт оказался самым трудоемким. Перфолента, полученная мной, раз за разом выплевывалась упрямой машиной. Ошибка за ошибкой, а время-то полуночное, трамвайчики уже не ходили. Два ночных пеших перехода через половину города и решение данного этапа расчетов было найдено. В очередной раз, у меня с собой была бутылочка шампанского и коробка конфет. ЭВМ, понятное дело, получив сей нехитрый презент, весело заморгала всеми своими лампочками, проглотила перфоленту и загрохотала, выплюнув из печатающего устройства метров эдак пять, шесть бумаги густо покрытой колонками цифр. Этап второй - на этом был завершен. Пешие прогулки по ночному городу окончились.
Заключительный, третий этап, получение и анализ результатов завершался уже дома на полу. Ползая на коленях с логарифмической линейкой, перемножая столбцы, я в конце концов, завершил расчет. Эпюры нагрузок были построены, анализ завершен. Я, испытал чувство глубокого удовлетворения от завершения такой непростой задачи.